Программа экзамена по дисциплине "Электрические машины"
- для студентов-электроэнергетиков (часть 1, весенний семестр)

  1. Трансформаторы. Конструкция и принцип действия.
  2. Опыт холостой хода трансформатора. Коэффициент трансформации. Потери и ток холостого хода.
  3. Явления, возникающие при намагничивании магнитопроводов однофазных и трехфазных трансформаторов.
  4. Работа трансформатора под нагрузкой. Уравнения трансформатора.
  5. Приведение величин вторичной обмотки трансформатора к первичной.
  6. Векторные диаграммы трансформатора при активно-емкостной и активно-индуктивной нагрузке.
  7. Схема замещения трансформатора. Физический смысл параметров схемы замещения.
  8. Опыт короткого замыкания трансформатора. Напряжение и сопротивление короткого замыкания.
  9. Эксплуатационные характеристики трансформатора: внешняя характеристика, зависимости изменение напряжения на вторичной обмотке и КПД от коэффициента нагрузки.
  10. Регулирование вторичного напряжения трансформатора с использованием систем РПН и ПБВ.
  11. Группы соединения обмоток однофазного и трехфазного трансформаторов.
  12. Параллельная работа трансформаторов. Условия включения на параллельную работу.
  13. Параллельная работа двух трансформаторов с разными коэффициентами трансформации.
  14. Параллельная работа двух трансформаторов с разными группами соединения.
  15. Параллельная работа двух трансформаторов с разными напряжениями короткого замыкания.
  16. Автотрансформаторы. Конструкция. Принцип действия. Уравнения. Достоинства и недостатки.
  17. Обмотки машин переменного тока. Классификация обмоток. Принципы образования трехфазной обмотки.
  18. Электродвижущая сила катушки обмотки машины переменного тока. Коэффициент укорочения.
  19. Электродвижущая сила катушечной группы обмотки машины переменного тока. Коэффициент распределения.
  20. Электродвижущая сила фазы обмотки машины переменного тока.
  21. Улучшение формы кривой ЭДС обмотки машины переменного тока за счет укорочения шага обмотки, распределения обмотки по пазам и скоса пазов.
  22. Магнитодвижущая сила катушки обмотки машины переменного тока.
  23. Магнитодвижущая сила фазы обмотки машины переменного тока.
  24. Магнитодвижущая сила трехфазной обмотки. Круговое вращающееся магнитное поле.
  25. Синхронные машины. Конструкция и принцип действия синхронных генераторов.
  26. Реакция якоря при индуктивном характере нагрузки синхронного генератора.
  27. Реакция якоря при емкостном характере нагрузки синхронного генератора.
  28. Реакция якоря при активном характере нагрузки синхронного генератора.
  29. Характеристика холостого хода и индукционная нагрузочная характеристика синхронного генератора.
  30. Внешние и регулировочные характеристики синхронного генератора при различных характерах нагрузки.
  31. Характеристики короткого замыкания синхронного генератора. Отношение короткого замыкания.
  32. Параллельная работа синхронных генераторов. Условия включения на параллельную работу. Способы синхронизации.
  33. Регулирование активной мощности синхронного генератора. Угловые характеристики.
  34. Регулирование реактивной мощности синхронного генератора. U-образные характеристики.
  35. Синхронные двигатели. Принцип действия, характеристики и особенности пуска.
  36. Синхронный компенсатор. Принцип действия. Особенности конструкции.
  37. Системы возбуждения синхронных электрических машин: электромашинная, СТС, СТН, бесщеточная диодная.
Критерии шкалы оценивания
  • «отлично» выставляется, если студент без ошибок решил задачу, ответил на теоретические вопросы билета и дал ответы на дополнительные вопросы;
  • «хорошо» выставляется, если студент без ошибок решил задачу, ответил на теоретические вопросы билета, но не смог ответить на дополнительные вопросы;
  • «удовлетворительно» выставляется, если студентом при решении задачи и/или ответе на теоретические вопросы билета были допущены незначительные ошибки;
  • «неудовлетворительно» выставляется если студентом при решении задачи и/или ответе на теоретические вопросы билета или дополнительные вопросы были допущены грубые ошибки, показавшие незнание студентом разделов предмета, которое в дальнейшем может помешать ему выполнять свои трудовые обязанности.
  • Примечание. Если студент не решил задачу, но в ходе общения с преподавателем смог наметить правильный путь решения, то экзамен продолжается и может быть завершен с оценкой «удовлетворительно»

назад

Кузьмичев В.А.
каф.ЭМЭЭА, МЭИ, 2024