а) Зависимость момента от потока Ф и
активной составляющей тока ротора
.
Вращающий момент в асинхронной машине, как
отмечалось, создается в результате взаимодействия вращающегося поля и
токов, наведенных им в обмотке ротора. Его значение можно найти, исходя из
закона электромагнитных сил.
На рис. 3-42 представлены кривые
распределения индукции В и наведенных в обмотке ротора токов
i2по
окружности ротора асинхронного двигателя, причем эти кривые приняты
синусоидальными.
Рис. 3-42. Распределение индукции В,
токов i2
и тангенциальных сил
f
по окружности ротора.
При постоянных напряжении на зажимах
статора и нагрузке на валу двигателя (s
= const)
обе кривые имеют неизменные амплитуды
Bм
и I2м
и остаются неподвижными одна относительно другой. Сдвиг между ними равен
Ψ2
(в электрических радианах) в соответствии со сдвигом по фазе э.д.с. и тока
ротора.
Электромагнитная сила, действующая в
тангенциальном направлении на проводник с током,
.
(3-107)
Возьмем проводник, сдвинутый на угол ξ (в
электрических радианах) относительно нулевого значения индукции. Индукция
в месте, где находится проводник,
B
= Bмsinξ;
ток в этом проводнике .
Следовательно,
.
(3-108)
На рис. 3-42 (вверху) показана кривая
распределения тангенциальных сил
f
на окружности ротора, найденная согласно (3-108). На этом же рисунке
(внизу) показаны тангенциальные силы, приложенные к ротору.
Кривые В и
i2
относительно статора вращаются с синхронной частотой
ω1.
С такой же частотой относительно статора вращается кривая
f;
относительно ротора она вращается с частотой
sω1.
Среднее значение тангенциальных сил
f,
необходимое для расчета момента, определяется следующим образом:
.
(3-109)
Общую силу
F,
действующую на ротор, найдем, умножив среднюю силу
fср
на число проводников
N2
обмотки ротора:
. (3-110)
Вращающий момент равен произведению силы
F на плечо
, где
D'—диаметр
ротора:
. (3-111)
Учитывая, что
;
;
;
,
получим, Дж:
. (3-112)
Формула (3-112) справедлива для обмотки
ротора, выполненной в виде беличьей клетки. В общем случае для любой
обмотки ротора необходимо учесть укорочение шага и распределение по
окружности ротора катушек катушечной группы. Для этого нужно ввести в
(3-112) обмоточный коэффициент
k02,
тогда момент, Дж,
(3-113)
или момент, кг.м,
. (3-114)
Если помножить (3-113) на ω1, и
при этом учесть, что
;
;
,
то получим выражение для электромагнитной
мощности:
.
Точно такое же выражение для Рэм
мы получили при помощи векторной диаграммы двигателя (§ 3-10).
Формула (3-113) показывает, что М
зависит от величин Ф,
I2
и cos, которые в свою
очередь зависят от скольжения. Поэтому она не дает в явной форме
зависимости М от скольжения или от частоты вращения. Однако вывод
выражения (3-113) помогает уяснить физическую картину образования
электромагнитного момента М.
Продолжение